Самое глубокое метро мира в Пхеньяне, метро-музей в Афинах и другие метрополитены, куда необходимо спуститься.
Зачем спускаться в метро, когда есть личный автомобиль? А уж тем более зачем спускаться в метро в отпуске? Человек предпочитает часами простаивать в пробках, а будучи в чужой стране, он уверен, что из окна такси узнает о ней гораздо больше. Между тем во многих городах мира метрополитен стремительно перестает быть безликим перевозчиком — к строительству новых станций привлекают архитекторов и художников с мировыми именами, а кое-где метро с самого начала создавалось как уникальный аттракцион, призванный радовать глаз, внушать гордость и транслировать национальный колорит. Ведь подземные памятники архитектуры способны удивить не меньше, чем самая яркая наземная достопримечательность.
фото REUTERS / 2010
Пхеньян (КНДР)
Схема самого глубокого (около 110 м) метро похожа на скрещенные мечи джедаев: две ветки, красная и синяя, пересекаются в одной точке — переходе со станции «Военная победа» на платформу «Боевой товарищ». Это единственное в мире метро, где названия абсолютного большинства станций никак не соотносятся с наземными объектами (например, одна из конечных станций называется Rakwon — Рай). Впрочем, туристу, решившему посетить пхеньянское метро, придется ограничиться коротким перегоном между двумя конечными станциями вверху красной ветки. Весь остальной метрополитен для иностранцев закрыт. Обе платформы, которые можно посетить (Puhung и Yongwang), спроектированы по-московски масштабно и оформлены в стиле социалистического реализма: мозаичные панно рассказывают о жизни Великих Лидеров и простых трудяг, а гроздья люстр-салютов добавляют национального колорита. Атмосфера под стать убранству: громкоговорители транслируют патриотические песни и марши, а сигналы к отправлению поездов дают девушки в военной форме. Ходят слухи, что эти станции, построенные позже других, — «потемкинская деревня» и они намного эффектнее остальных. Узнать правду — все равно что взглянуть на обратную сторону Луны. Существует мнение, что остальные станции и вовсе закрыты из-за нехватки в стране электричества.
Часы работы 05:00—21:30
Стоимость поездки 5 вон (около 1 рубля)
Важная станция Puhung
Неофициальный сайт www.pyongyang-metro.com
Карта
фото Photas / Alamy
Стокгольм (Швеция)
Метро Стокгольма называют самой протяженной арт-галереей в мире. Движение за внедрение искусства в повседневную жизнь, вдохновленное писателем Августом Стриндбергом, возникло в Швеции еще в XIX веке. Сейчас в метро Стокгольма насчитывается 100 станций и 90 из них демонстрируют работы более чем 150 художников. Ориентироваться в истории подземного искусства просто: в 1950-х и 1960-х (зеленая и красная ветка соответственно) художники подключились к процессу уже после строительства станции — и им оставалось лишь украшать стены керамическими рельефами и мозаиками. Революция произошла в 1970-х вместе с освоением нового способа строительства: потолок и стены перестали выравнивать и просто покрывали своды слоем жидкого бетона — так выходило гораздо дешевле. Опасаясь ассоциаций с царством мертвых, художники принялись красить своды в яркие цвета, украшать наивной живописью и рассаживать по стенам-скалам фигурки пингвинов. Получившийся в итоге инфернальный детский сад не имеет аналогов в мире. Но искусство развивается быстрее, чем строятся станции, и поэтому некоторые из них служат площадками для временных (обновляемых примерно четыре раза в год) экспозиций актуальной живописи, скульптуры и дизайна. В числе таких станций-галерей — Odenplan, Slussen, Fridhemsplan, Zinkensdamm и Gardet.
Часы работы 05:00—01:00
Стоимость поездки 20 крон (около 82 рублей)
Важная станция T-Centralen
Неофициальный сайт www.sl.se
Карта
фото Photas / Alamy
Бильбао (Испания)
Крупнейший город Страны басков до конца прошлого века был известен разве что металлургической промышленностью. Метро, созданное по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера, было открыто здесь только в 1995 году, за два года до знаменитого музея Гуггенхайма, созданного другим мэтром — Фрэнком Гери. Метро в Бильбао — это пример современной архитектуры, когда функциональность, выраженная в инженерных коммуникациях и конструктиве, является эстетикой сама по себе, не нуждаясь в декоративных средствах. Примечательно, что новое метро не раз признавалось самым чистым в Европе. Две ветки нетипичных цветов (оранжевая и черная) половину пути идут параллельно (с одной и той же платформы можно попасть в поезда разных веток), а потом расходятся в разные стороны, как рога у буквы Y. Платформы расположены неглубоко, что позволяет использовать естественное солнечное освещение, которое в избытке круглый год. Архитектором была переосмыслена даже привычная форма платформы-коробки: станция Abando похожа на трубу с закругленными стенами и потолком, обшитыми листами серебристого металла. Но больше всего горожане полюбили остекленные входы в метро, торчащие из-под земли, как дыхательные трубки, ласково называя их «фостеритос». Кстати, в 1998 году Норман Фостер получил за проект в целом и станцию Sarriko в частности архитектурную премию Brunel.
Часы работы 06:00—23:00 (по пятницам 06:00—02:00)
Стоимость поездки €1,40 (внутри 1 зоны)
Важная станция Abando
Официальный сайт www.metrobilbao.net
Карта
фото Foto SA / Corbis
Неаполь (Италия)
Окультуриванию метро Неаполя подверглось недавно, в 2001–2007 годах, и этим проектом власти постарались улучшить репутацию города, больше известного мафией-Каморрой и грабителями на Веспах, чем богатыми традициями в области искусства. В итоге переделок с участием главных современных итальянских художников, архитекторов и критиков от искусства шесть центральных станций на красной ветке получили негласное прозвище Metrò dell'Arte (Метро искусств). Станцию Museo, например, украшают древнеримские артефакты на фоне голубовато-молочных панелей из плексигласа, атриум Dante — неоновая инсталляция-цитата из Данте Алигьери и концептуально привинченные к стенам ботинки, а центральный коридор Materdei и вовсе украшен скульптурными «структурами» отца минимализма американца Сола Левитта. По задумке пешеходные площади перед станциями стилистически связаны с входами и подземным пространством в единое целое: архитектор станции Salvator Rosa Алессандро Мендини, известный своим ярким эксцентричным стилем, не только оформил станцию, но и предложил художникам разрисовать стены окружающих площадь домов. Власти Неаполя на достигнутом останавливаться не собираются: на 2010 год намечено открытие станции Monte St Angelo по проекту скульптора Аниша Капура, с входом, напоминающим гигантскую нору.
Часы работы 06:00—23:00
Стоимость поездки €1,10
Важная станция Salvator Rosa
Официальный сайт www.metro.na.it
Карта
фото РИА Новости /
Москва (Россия)
Московский метрополитен с самого начала был больше чем просто подземная транспортная сеть. По меньшей мере 44 его станции являются памятниками архитектуры, и его вполне можно назвать самым популярным музеем в мире с 9 млн посетителей ежедневно. Туристы ценят за фотогеничность и большое сходство с дворцами — из-за лепнины и позолоты — барочные «Арбатскую» и «Комсомольскую». Романтики — «Новослободскую» с мягким свечением витражей в латунном обрамлении. «Кропоткинская» с лотосообразными, почти древнеегипетскими, колоннами и скрытыми светильниками традиционно любима архитекторами. Бронзовые собаки и матросы с наганами в арках вестибюля «Площади Революции» — главный детский аттракцион: среди 76 скульптур нет ни одной стоячей, вследствие чего фигуры выглядят напряженными и живыми. Но главный фаворит опросов общественного мнения — «Маяковская», нетипичное для сталинского монументализма изящное ар-деко с мозаиками Александра Дейнеки в круглых потолочных нишах. Городская легенда гласит, что стальные дуги, использованные при строительстве станции, сделаны из ребер дирижабля Циолковского.
Часы работы 05:30—01:00
Стоимость поездки 26 рублей
Важная станция «Маяковская»
Официальный сайт www.mosmetro.ru
Карта
фото Fotobank / Getty Images
Мюнхен (Германия)
Первая ветка (U6) мюнхенского метро U-Bahn была построена специально к Олимпиаде 1972 года, печально известной расстрелом израильской делегации. Похоже, задачей мюнхенских властей было не столько заполнить станции искусством, сколько сделать пребывание там максимально радостным, превратив метро в подобие декораций мультфильма «Желтая подводная лодка». Здесь градиентные радуги Candidplaz и Dülferstraße, труба-калейдоскоп Garching и Georg-Brauchle-Ring с двумя яркими пиксельными панно современного немецкого художника Франца Акерманна в длину платформы и общим весом 60 тонн. Правда, своей любимой станцией горожане называют скромную Westfriedhof — результат сотрудничества архитекторов с дизайнером светильников Инго Маурером. Он подвесил к потолку 11 абажуров диаметром 3,8 м каждый, выкрашенных изнутри в разные цвета, — близость их к платформе создает уютную среду инкубатора с мягким интимным освещением.
Часы работы 04:15—01:30
Стоимость поездки €2,40 (билет на короткую поездку — не более двух станций — стоит €1,20)
Важная станция Westfriedhof
Официальный сайт www.mvv-muenchen.de
Карта
фото Photas / Alamy
Лиссабон (Португалия
Станции метро в столице Португалии спроектированы без особых архитектурных изысков, зато оформлены в высшей степени декоративно — традиционной для страны глазурованной плиткой азулежу. При минимальных денежных вливаниях со стороны небогатого государства, начиная с 1950 года, художница Мария Кейл лично оформила изразцами с геометрическим орнаментом 19 станций (среди них Intendente, Anjos, Alvalade, Campo Pequeno, Restauradores), вернув к жизни полузабытый жанр и вдохновив целое поколение художников. Те принялись складывать из плиток пазлы, собирая большие живописные панно в вольной последовательности (Campo Grande, Oriente), или облицовывать стены плитками-обманками с разными оптическими эффектами (Colegio Militar). Национальная традиция сохраняется до сих пор: в оформлении просторной и светлой станции Olaias использованы огромные керамические панели, разноцветные витражи, похожие на битую плитку, и высоченные колонны цвета необожженной глины.
Часы работы 06:30—01:00
Стоимость поездки €0,80
Важная станция Olaias
Официальный сайт www.metrolisboa.pt/eng
Карта
фото Photos / Alamy
Syntagma
Метрополитен в Афинах был введен в эксплуатацию в 1869 году, то есть всего на 6 лет позже, чем старейший, лондонский. Строительство его приравнивалось к археологическим раскопкам и, как оказалось, не напрасно: многие из добытых тогда артефактов выставлены на территории станций в музейных витринах. На платформе Syntagma кроме капителей и амфор за стеклом показан реальный разрез грунта, в который попало даже древнее захоронение. На станции Akropoli выставлены копии мраморных скульптур и архитектурных фрагментов из собраний Британского музея, о возвращении которых в Парфенон Греция ведет переговоры с 1983 года. Древности нередко соседствуют с творениями современных авторов: в зеркальном атриуме той же станции Syntagma подвешены зонтики известного художника Георга Зонголопулоса, на платформе Larissa вместо привычных лавок люди садятся на колени металлических мужчин в котелках, а на Ethniki Amyna Костас Цоклис «посадил» под самой крышей лес искусственных деревьев, назвав инсталляцию «Подземным парком».
Часы работы 05:30—24:00 (пн—чт), 05:30—02:00 (пт—сб)
Стоимость поездки €1 (единый билет дает право проезда в метро, автобусах, троллейбусах, трамваях и пригородных поездах в течение 90 минут с момента активизации)
Важная станция Syntagma
Официальный сайт www.amel.gr
Карта
Читайте также :
9 самых роскошных поездов мира
Источник- Forbes