Бумажные путеводители не сдаются электронным навигаторам

Герой Хью Гранта в известном фильме «Ноттинг Хилл» с Джулией Робертс в главной роли работал в магазине путеводителей. Практическим советам по путешествиям в фильме был посвящен огромный магазин. Путеводители действительно живы и поныне, несмотря на то, что по всем законам здравой логики всемогущий интернет давно должен был их погубить.
Еще относительно недавно путеводители, подобные сегодняшним, были редкостью. Существовало множество описаний и культурных очерков, но современный формат путеводителей – от «путешественников и для путешественников» – появился всего несколько десятилетий назад.
 Как все начиналось
В 1960 году группа студентов Гарвардского университета решила собрать воедино свои впечатления от поездки в Европу, щедро снабдив их советами о том, как съездить за океан по дешевке. В результате появился двадцатистраничный памфлет, завоевавший популярность среди коллег-студентов. В следующем году вышел уже полноценный путеводитель Let’s Go: Europe. С этого момента серия Let’s Go (в переводе с английского «поехали») стала ежегодно обновляющимся изданием молодежных путеводителей. Они рассчитаны на budget travelers – путешественников, которые не собираются тратить на поездку много денег.
В подражание Let’s Go быстро расплодились путеводители типа «Латинская Америка за 20 долларов в день», «Куба за 17 долларов в сутки». При этом «дневная норма» расходов постоянно снижалась. В этом не было ничего удивительного: на дворе были 60-е, время хиппи. Дошло до того, что в 1969-м вышла книга серии Let’s Go о путешествии из Парижа в Прагу «за ноль долларов в день». Там описывались особенности автостопа и давались советы, где лучше всего зарабатывать деньги уличным пением.
 Одинокая планета
В 70-х супруги Уилер основали легендарную серию Lonely Planet («Одинокая планета»). После свадьбы они отправились в необычное свадебное путешествие: задумали перебраться из Лондона в Австралию без помощи самолетов. Добравшись до «зеленого континента», они поняли, что набрали достаточно материала для издания путеводителя на очень востребованную тему: дешевые самостоятельные путешествия по Азии. Свой первый путеводитель, положивший основу серии, супруги сброшюровали вручную на кухне. Он назывался Asia on the Cheap («Азия задешево»). Успех превзошел ожидания, и Уилеры вновь уехали в Юго-Восточную Азию. Результатом 18-месячного путешествия стал путеводитель, который выдержал с тех пор 11 изданий: South East Asia on the shoestring («Юго-восточная Азия на шнурке»).
В начале 80-х, когда с феноменальным успехом вышел путеводитель Уилеров по Индии, Азия окончательно стала местом паломничества западной молодежи. Годовые путешествия вокруг света постепенно превращались в обязательный ритуал для выпускников школ и университетов Западной Европы, США и Австралии.
Но рамки доступного постоянно расширялись. Все более открытым становился восточный блок, открывал двери Китай и коммунистические страны Юго-Восточной Азии. Теперь уже предложение не успевало за спросом. Срочно нужны были путеводители по Сирии, Вьетнаму, Центральной Африке, Советскому Союзу, наконец. «Это было сумасшедшее время, – написал в своих воспоминаниях Джон Кинг, автор нескольких путеводителей, в том числе и первого издания, посвященного Советскому Союзу. – Тогда достаточно было прийти в редакцию и сказать: «Я хочу написать путеводитель по такой-то стране». И все. Тебе выдавали деньги – и вперед. Ждем вашу книгу через год». «Да, – пишет Кинг, – тогда был дух первооткрывательства, ты писал о том, о чем никто не писал. Сейчас же ты лишь перепроверяешь данные предыдущего автора».

Для гурманов и экстремалов
Современные путеводители, в изобилии представленные на прилавках книжных магазинов, очень разные. Cуществуют путеводители по странам и городам, путеводители для любителей экзотики, экстремальных видов спорта, гастрономические путеводители для гурманов. Цены колеблются от 2 долларов на барахолке в каком-нибудь Лаосе (правда, на русском языке там вряд ли что-то отыщется) до 100 (а то и больше) условных единиц в дорогом книжном магазине российской столицы. Чтобы разобраться в многообразии путеводителей, их можно условно разделить на четыре разновидности.
Первый тип можно назвать наглядными путеводителями. Большинство из них покупают просто как хорошую книгу с иллюстрациями. Пример – серия издательского дома Dorling Kindersley. Такие путеводители часто используют как наглядный материал для уроков географии и истории искусств. Некоторые из них можно даже рассматривать как вполне серьезные научные исследования.
Хорошо это или плохо, но такие путеводители обычно «очищены» от суетной шелухи типа списка отелей или расписания автобусов. В лучшем случае эта информация загнана в конец книги неким необязательным приложением (часто специально напечатана на бумаге более низкого качества). Все дело в том, что это, строго говоря, путеводители не для путешественников и даже не для туристов. Да и путеводители ли это? Скорее, предварительная и дополнительная путевая литература.

 Эссе о городе
Вторая разновидность – информационные путеводители. Дают значительно больший объем исторических сведений, «техническая» часть тоже посолиднее. Самый яркий представитель в России –  «Афиша».  Это не просто описание городских достопримечательностей, скорее, эссе о городе. Авторы выбираются
не из числа журналистов, историков, писателей и критиков: из тех людей, для кого этот город нечто большее, чем просто скопище домов, фонарей и памятников архитектуры.  Слог некоторых книг серии настолько хорош, что их тянет перечитывать снова и снова. Но они тоже не слишком функциональны на практике. Часто их вообще покупают после путешествия, которое запомнилось.

 Турист – это не путешественник
Третий тип – путеводители для туристов. Они ориентированы на траты туриста среднего класса, а не «бюджетного» путешественника. Например, отличительная черта таких серий – перечень отелей и ресторанов начинается не с самых дешевых, а с наиболее дорогих примеров. Страну описывают довольно поверхностно, акцентируя внимание на проторенных туристических тропах-маршрутах. Слабое внимание уделяется практической информации по транспорту (особенно вне крупных городов). Предполагается, что пользователь закажет экскурсию, а не потащится в заповедник на общественном транспорте. Пример – марка Rick Steve’s. Дух его книг можно передать репликой: «Итак, ты в Италии. Вот 10 вещей, которые ты должен здесь сделать, чтобы не получилось, что съездил зря». Список включает подъем на Пизанскую башню, дегустацию местного мороженого и бросание монетки в фонтан Треви. В такой легкой манере написана вся книга. Для удобства расстояния даются не в километрах, а в минутах ходьбы.
Четвертый тип – путеводители для путешественников. В них дается максимум необходимой информации для глубокого погружения в страну – от результатов последних парламентских выборов до перечня наиболее продаваемых поп-групп. Техническая информация направлена, прежде всего, на экономию средств. К вашим услугам самые дешевые отели, придорожные забегаловки и общественный транспорт. Иногда игра ведется на грани фола, когда вас посвящают в тайны черного рынка валюты и раскрывают секреты попадания в закрытые зоны. Маршруты часто предполагают длительное знакомство со страной (нормальный срок – 1-3 месяца).
Особое внимание уделяется этике путешествия.

Сэкономить доллар
Главный вопрос, который касается путеводителя, – можно ли путешествовать без него? Конечно, можно. Но в таком случае вы рискуете пропустить много интересного и потерять лишние деньги. Например, в своей книге «Автостопом в Индию» писатель-путешественник Антон Кротов описывает, как его товарищей обворовали в одном из отелей пакистанского города Лахор. Стесненные в финансах автостопщики искали гостиницу подешевле и попали в отель-ловушку, где платой за дешевый ночлег то и дело становится виртуозное воровство гостиничных хозяев. В итоге, решив сэкономить доллар, один из участников путешествия лишился сотни. Как выяснилось позже, кражи было легко избежать, ведь дурная слава этого отеля широко известна, а в путеводителе «Лонели Планет: Пакистан» ему посвящена целая страница писем обворованных туристов.
Другой пример: в Индии машины никогда и нигде не пропускают пешеходов. Предупреждая об этом, путеводители приводят фразу режиссера Сидхарта Сиканда: «Если Вам случится оказаться в Мумбаи, не смотрите на светофор. Просто идите, и Бог Вам в помощь!» В Сиккиме (Северная Индия) женщинам запрещено покупать сигареты и алкоголь. Ослушницам придется терпеть громогласные упреки окружающих. В Южной Корее совершенно случайные люди запросто могут поинтересоваться вашей группой крови. Там считается, что группа крови многое говорит о характере человека.
А путешественникам по Норвегии стоит узнать заранее, что поездка в музей Мунка (автор картины «Крик», по легенде, причиняющей зло всем, кто ее коснется) может затянуться до вечера или вовсе кончиться серьезными неприятностями. Этот музей находится в очень отдаленном, трущобном квартале Осло. Добраться туда на общественном транспорте невозможно, а поймать машину на обратном пути еще невозможнее. Нужно брать такси и не отпускать его, то есть заплатить за все время, проведенное в музее, да еще добавить таксисту за риск, потому что добропорядочные семьянины в этот район просто не ездят. Эта информация уже внесена в путеводители.
 Восставшие из пепла
Конечно, путеводители понемногу уходят в прошлое. В эпоху компьютеров и всевозможных навигационных систем непосредственная потребность в том, чтобы определиться со своим местоположением, отпала. Всю информацию можно найти в интернете. Но путеводители как символ дальних странствий, как добрая традиция остаются. Правда, теперь, для того, чтобы сохранить за собой нишу на рынке, по качеству полиграфии они вынуждены тянуться до уровня альбома по искусству. Ведь их все чаще берут не затем, чтобы возить с собой в чемодане, а для того, чтобы поставить на полку и бережно смахивать пыль. Или для того чтобы подарить бабушке, платонически мечтающей о Париже, чтобы она сказала с улыбкой: «Словно сама там побывала»…
Источник - Частник.ru